Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Версия для слабовидящих Написать письмо Карта сайта На главную страницу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12

«Октябренок»

г. Приморско-Ахтарска Приморско-Ахтарского района Краснодарского края

8 (86143) 30757, 8 (909) 4642269

Методическое пособие «Занимательная экология» по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Октябренок»

 

Методическое пособие «Занимательная экология» по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

 

Автор:  Мартынова Татьяна Ивановна

старший  воспитатель

 

г. Приморско-Ахтарск

2023 год

 

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                              стр.3

2. Дидактические игры по формированию

 элементарных экологических представлений

  2.1 Тема «Юные знатоки природы!»                                                         стр.5

  2.2 Тема «Удивительный мир растений»                                                  стр.7

  2.3 Тема «Животные - наши друзья!»                                                       стр.11

  2.4 Тема: «Наряды матушки-земли!»                                                        стр.14

  2.5 Тема «Невидимые нити»                                                                      стр.17

  2.6 Тема «Планета Земля»                                                                          стр.20

3. Беседы, игровые ситуации с элементами дидактических игр на экологические темы

  3.1 Тема «Зима»                                                                                          стр.23

  3.2 Тема «Весна»                                                                                        стр.27

  3.3 Тема «Лето»                                                                                          стр.34

  3.4 Тема «Осень»                                                                                        стр.35

4.Список используемой литературы                                                           стр.37

 

1. Пояснительная записка

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Д. Родович

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания, в процессе общения ребенка с природой, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку.

В воспитании подрастающего поколения  именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности.    В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры можно проводить с детьми как индивидуально, так и коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Дидактическая игра содержит в себе задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают ее занимательной. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

Цель пособия:  формирование основ экологической культуры через организацию дидактических игр, бесед.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы в разные сезоны; воспитывать  любовь к природе, желание беречь, охранять и защищать ее. Формировать и воспитывать правила поведения в природе. Воспитывать любознательность и наблюдательность;  самостоятельность и инициативу.

Обучающие: Формировать представление о том, что человек-часть природы. Расширять и уточнять  знания  детей о природных объектах и природных явлениях в разное время года; об общих законах развития материального мира; о том, что в природе все взаимосвязано. Активизировать  и пополнять  словарь. 

Развивающие: Развивать эмоционально-ценностное отношение к природным объектам. Развивать  познавательную мотивацию и активность. Развивать умение устанавливать  причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать память, внимание, воображение, ассоциативно-образное и логическое мышление; умение сравнивать, анализировать и обобщать.

2. Дидактические игры по формированию элементарных экологических представлений

2.1 Тема «Юные знатоки природы!»

Дидактическая игра «Интервью с экологом»

Цель:Расширение представлений детей об экологии.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает у детей, кто такие экологи (ответы детей) воспитатель напоминает детям, что люди, которые занимаются изучением природы и вопросами ее охраны, называются экологами, и предлагает побыть им в роли экологов.

Остальные дети будут задавать им вопросы.

Например:

1. Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2. Для чего природе нужны хищники?

3. Что такое красная книга и для чего она нужна?

4. Для чего люди создают заповедники?

5. Расскажите, как связаны, между собой ель, белка, клест?

6. Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

Дидактическая игра «Охрана природы»

Цель: закрепление представлений об охране объектов природы.

Материалы и оборудование:  картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.

Ход игры:

Воспитатель располагает на столе или фланелеграфе картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: закрепление  представлений детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Материалы и оборудование: мяч.

Ход игры:

Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

 

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»

Цель: закрепление представлений детей об объектах природы. 

Материалы и оборудование: мяч.

Ход игры:

Воспитатель называет слово:  «воздух» ребенок, поймавший мяч,  называет птицу. На слово:«земля» - животное, обитающие на земле; на слово:  «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Цель: закрепление представлений о различных состояниях воды.

Материалы и оборудование:  карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка.

Ход игры:

Воспитатель и дети идут хороводом, вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различныесостояния воды:водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются.   Перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.

Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Дидактическая игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: закрепление представлений о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

 

2.2 Тема «Удивительный мир растений»

Дидактическая игра «Чьи семена?»

Цель:  Закрепление классификации овощей, фруктов и их семян.

Материалы и оборудование: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.

Ход:  Воспитатель предлагает детям карточки с изображением овощей и фруктов, тарелочки с различными семенами. Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

Дидактическая игра «Детки, с какой ветки?»

Цель: Закрепление представлений об особенностях деревьев.

Материалы и оборудование: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Ход игры: 

Воспитатель выставляет стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги»- дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Дидактическая игра «Угадай весенний цветок»

Цель:  закрепление представлений о весенних цветах

Материалы и оборудование: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.

Ход: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.

 В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки.

(Одуванчик)

Весна приходит с лаской и со своею сказкой,

Волшебной палочкой взмахнет-

И первый из-под снега цветочек расцветет

(Подснежник)

Май, тепло и скоро лето.
 В зелень всё и вся одето.
 Словно огненный фонтан -
 Раскрывается…

(Тюльпан)

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы, вряд

Цветы душистые висят.

(Ландыш) и т.д.

Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем?»

Цель: Закрепление у детей представлений о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

Материалы и оборудование: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в игру. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Цель: Закрепление представлений об овощах.

Материалы и оборудование: два обруча, картинки овощей.

Ход:

Воспитатель берет два обруча: красный, синий. Располагает их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок,  подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Дидактическая игра  Как оживают семена?

Цель: Углубление и расширение представлений детей о разнообразие семян овощных культур, этапами развития растения.

Материалы и оборудование: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

Ход игры:

1. Педагог рассказывает детям о жизни маленького семени. – Всю долгую зиму у нас в коробочке лежали семена. Посмотрите, какие они маленькие, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Мы их разбудим, а потом представим, какими они будут. Педагог спрашивает у детей, как можно их разбудить? Педагог вместе с детьми помещает семена различных овощных культур в специальные баночки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает. – Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.) – Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.) – Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете за ним ухаживать.

–Какие растения вырастут из наших семян: перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха?

2. Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение.)

3. Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.

4. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: закрепление представлений детей о лекарственных травах, где они растут и чем они полезны.

Материалы и оборудование: картинки лекарственные растения

Ход игры:

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы рассказываете о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

Дидактическая игра «Назовите растение»

Цель: закрепление представлений детей о комнатных растениях, их строении и необходимом уходе.

Материалы и оборудования: несколько видов комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
 Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
 Воспитатель: Просит ребят назвать растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
 - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Дидактическая игра «Кому нужна вода, а кому – полянка»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях роста различных растений.

Материалы и оборудование: Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Ход игры:

1. Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие – в водоемах или близко к воде. В каких местах любит расти одуванчик – на солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице – рядом с водой или в воде?

2. Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры.

3. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Грибная полянка»

Цель: Закрепление представлений детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы и оборудование: Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.

Ход игры:

1. Педагог предлагает детям прогуляться в сказочный лес за грибами, вспомнить, что нужно взять с собой в лес.

2. Под музыку дети вместе идут в «лес».

3. Педагог объясняет правила игры и задание.

4. Каждый ребенок выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.

5. Гриб-лесовик уточняет с детьми, как называется тот или иной гриб, где он любит расти.

Дидактическая игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Закрепление и расширение представления детей об овощах, фруктах, грибах и т. д

Материалы и оборудование: Картинки овощей, фруктов,  грибов.

Ход игры:

Посылку приносят в группу. Воспитатель раздает письма каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепление представлений  детей о разных природных объектах. 

Материалы и оборудование: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки животных, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назвать характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Дидактическая игра «Магазин семян»

Цель:  Закрепление представлений  детей о семенах разных растений.

Материалы и оборудование: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине организуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. Походу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа выращивания.

Дидактическая игра «Вершки – корешки»

Цель: Закрепление представлений детей об овощах.

Материалы и оборудование: два обруча, картинки овощей.

Ход игры

Воспитатель располагает на столе вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал «Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.

 

2.3 Тема «Животные - наши друзья!»

Дидактическая игра «Зимние запасы»

Цель: Закрепление представлений детей о жителях леса, их образе жизни.

Материалы и оборудование: Изображения лесных зверей, различных продуктов питания и лесных даров, разрезные картинки с изображением продуктов и даров.

Ход игры:

1. Педагог: – Природа осенью очень щедра: она одаривает не только людей, но и всех живых существ – в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после доброй осени придет суровая зима, принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют своижилища, но и запасают еду, чтобы прожить долгую холодную зиму. Ребята, поможем им приготовиться к зиме. Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь? (ответы детей)

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети помогают своим зверям подготовить запасы на зиму.

4. Кто хорошо помог своему зверьку, имеет право совершить еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь своему товарищу или еще одному зверьку.

5. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.

6. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Чей след?»

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу.

Материалы и оборудование. Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

Ход игры:

1. Педагог: – Тихо в зимнем лесу, снег искрится на солнце разноцветными красками. Все спит. Кажется, никого нет. Но зимний лес таит в себе множество загадок. Только самым внимательным он расскажет, что здесь происходит, кто сегодня от нас спрятался и наблюдает за нами. – Посмотрите на наш зимний лес. Вы ничего не замечаете? Был ли здесь кто-нибудь из зверей до нашего появления. (Дети замечают множество следов.) – Чьи они? Почему их не видно летом? Оказывается, все живые существа всегда оставляют свои следы. Просто мы их можем увидеть только на снегу – зимой или на мокром песке – в другое время года. Следы невозможно увидеть на траве, асфальте. Давайте попробуем рассмотреть следы и догадаться, кому они принадлежат.

2. Педагог знакомит детей с правилами игры и заданием.

3. Дети начинают играть.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление представлений о животных и местах их обитания.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных и местами их обитания.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Дидактическая игра «Звери, птицы, рыбы »

Цель: Закрепление умения  классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы и оборудование: Мяч.

Ход:

Воспитатель и дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку,  с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Дидактическая игра «Рассели животных по домам»

Цель: Закрепление представлений  детей о местах проживания животных, названиях их жилищ.

Материалы и оборудование: Фланелеграф, природные зоны земли (иллюстрации),  карточки с разнообразными животными, птицами, и т. д.

Ход игры:

На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей  \карточки с разнообразными животными, птицами, и т. д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зоны на фланелеграф.

Дидактическая игра: «Путешествие под водой»

Цель: Закрепление представлений о рыбах, морских обитателях, растениях.

Материал и оборудование: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

Дидактическая игра: «Живые цепочки»

Цель: Расширение представлений детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

Материал и оборудование: Маски (шапочки) животных и растений.

Ход. Могут использоваться следующие объекты природы,образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок- растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.

Воспитатель: По команде:  «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

Дидактическая игра «Волшебный поезд»

Цель: Закрепление представлений детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

Материалы и оборудование: Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника», которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

Воспитатель: Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом- зверей, во втором – птиц, в третьем- насекомых, в четвертом- земноводных) так, чтобы окне был один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает»

Цель: закрепление представлений об объектах живой природы.

Ход игры:

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове:  «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове:  «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове:  «воробей» - изображают полёт птицы.

 

2.4 Тема «Наряды матушки-земли!»

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материалы и оборудование: Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета); карточки с изображением природных явлений

Ход игры:

1. Педагог рассказывает детям о временах года. – Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становится тепло, распускаются листья на деревьях, расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты, можно загорать и купаться. Осенью солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становится прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной природа оживает вновь.

2. Педагог делит детей на четыре команды (по 3–4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд».

3. В конце игры педагог отмечает лучшие ответы, подводится итог.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепление умения детей различать признаки времен года.

Материалы и оборудование: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. И называют признаки времен года.

Весна

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дидактическая игра «Четыре сезона»

Цель: Закрепление представлений детей о последовательности времен года. Выявление характерных признаков каждого сезона.

Материалы и оборудование: Большая красочная игровая карта, на которой представлены времена года.  Изображены объекты живой и неживой природы, изменяющиеся согласно сезонам; по периметру картины идут разноцветные обозначения: для каждого времени года – свой цвет и обозначение (например, для зимы – белые, голубые, синие снежинки; для осени – красные, желтые, коричневые, оранжевые листья и т. д.)

Ход игры:

1. Воспитатель объясняет правила игры. Дети выстраивают свои фишки на старте по разноцветным обозначениям времен года, фишки будут продвигаться по карте.

2. В ходе игры дети отвечают на вопросы (один ход – один вопрос).

Примерные вопросы для осеннего периода: – Какие вы знаете периоды осени? – Какие виды осадков бывают в осенний период? – Какие овощи поспевают осенью? – Какие фрукты созревают в садах? – Что такое сухой дождик? – Под соснами и елками бежит мешок с иголками – кто это?

Примерные вопросы для зимнего периода: – Какие зимние месяцы вы знаете? – Как называется месяц, который является первым в году, но вторым месяцем зимы? – Назовите три состояния, в которые переходит вода при разных температурных условиях. – Какого числа приходит Новый год? – Какие зимние игры вы знаете? – О каких деревьях говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Примерные вопросы для весеннего периода: – Как люди называют шаги весны? (Проталины.)  Где снег тает быстрее – в низине или на пригорке? – Какие первоцветы вы знаете? – Какие виды почек по местоположению вы знаете? (Верхушечные, боковые.) – Где прячется побег и когда вылезает наружу? (В почках, вылезает весной.) – Какие бывают побеги? (Наземные и подземные.)

Примерные вопросы для летнего периода: – Почему лето называют красным? – Какие ягоды люди собирают летом? – Назовите лекарственные травы и цветы. – Как люди отдыхают в летний период? – Как называется насекомое, которое образовывается из куколки гусеницы? – Чем береза отличается от других деревьев в летнем лесу?

Дидактическая игра «Да или Нет».

Цель: Закрепление представлений детей о приметах осени.

Ход игры: 

Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы?

Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают?

Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает?

Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут?

Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют?

Можно детям загорать?

А букашки прилетают?

Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают?

Куртки, шапки надевать?

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель: Формирование умения детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: 

Воспитатель читает стихотворение, а дети подбирают слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

(И.Лопухина)

- Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

 

2.5 Тема «Невидимые нити»

Дидактическая игра «Загадки леса»

Цель: Ознакомление детей с взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме

Материалы и оборудование: Изображение леса; карточки с изображением живых существ, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.

Ход игры:

1. Педагог показывает детям карту игры, объясняет правила и задание, предлагает отгадать загадки.

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор (Дятел).

Зверька узнаем мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом (Белка).

Мех его на удивленье,

Словно бархат, круглый год.

Роет он с большим терпеньем под землею длинный ход(Крот).

Кто это маленький,

В земле живет,

На «ч» начинается.

На «к» заканчивается? (Червяк.)

2. Ребенок, отгадавший загадку, получает в руки карточку с изображением животного, о котором была загадка. (Таким образом, на 5–6 игроков нужно заготовить 5–6 загадок и 5– 6 отгадок – карточек с изображением животных.)

3. Педагог обращает внимание детей на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.

4. Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход – 1 нить-связь), ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.

5. На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закрепление представлений о взаимосвязи в природе.

Материалы и оборудование: Карточки с объектами живой  природы.

Ход:  

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Удивительные превращения»

Цель: Расширение представлений детей о превращениях, которые происходят в мире природы с живыми объектами; с этапами развития живого существа.

Материалы и оборудование: Карточки с изображениями этапов развития живых существ, листы с приклеенными через определенное расстояние конвертами.

Ход игры:

1. Педагог предлагает детям разгадать ряд загадок, отгадками которых будут названия живых существ, спрятанных в конвертах (рыбка, петух, комар, лягушка, бабочка и т. д.).

2. В первом варианте нужно последовательно открывать конверты и узнавать об этапах развития живого существа.

3. Во втором варианте игры ребенку нужно вынуть карточки из конверта и разложить их в правильной последовательности.

 Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»

Цель: закрепление представлений детей о пищевых связях на лугу.

Материалы и оборудование: карточки с силуэтами обитателей луга.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям карточки с силуэтами обитателей луга. Ребята раскладывают, кто кем питается:

Растения - гусеница – птица;

Злаковые травы - грызуны – змеи;

Злаковые травы - мышь - хищные птицы;

Трава - кузнечик - луговые птицы;

Насекомые и их личинки - крот - хищные птицы;

Тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы;

Травы (клевер) – шмель.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки водоёма»

Цель: закрепление представлений детей о пищевых цепочках водоёма.

Материалы и оборудование: карточки с силуэтами обитателей водоёма,

Ход игры:

Педагог предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар - лягушка – цапля;

Червячок - рыбка – чайка;

водоросли - улитка – рак;

Ряска - малёк - хищная рыба

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»

Цель: закрепление представлений детей о пищевых цепочках в лесу.

Материалы и оборудование: карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

Педагог раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

Растения - гусеница – птицы;

Растения - мышка – сова;

Растения - заяц – лиса;

Насекомые – ежи;

Грибы - белки – куницы;

Лесные злаки - лось – медведь;

Молодые побеги - лось – медведь.

Дидактическая игра: «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование: предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Ход игры:

Педагог выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

                                                                 

2.6 Тема «Планета Земля»

 

Дидактическая игра «Материки»

Цель: Ознакомление детей с научной версией образования материков на планете Земля, с названиями и расположением материков на карте.

Материалы и оборудование: Крупное изображение суши, состоящее из скрепленных частей света (материков); голубая материя, изображающая океаны; глобус; физическая карта мира; дидактическая картина; кружки с буквами разного цвета, изображающие олимпийские кольца.

Ход игры:

1. Воспитатель и дети встают в круг. В середине круга крупное изображение суши (она сделана из кусочков, скрепленных с внутренней стороны). Педагог рассказывает детям легенду о том, как Земля раздробилась на большие и малые куски (крепления снимаются, и у детей на руках оказываются большие и малые куски суши).

2. Дети внимательно рассматривают получившиеся куски и узнают в них очертания современных материков, островов. Детям предлагается самостоятельно разложить их на голубой материи, которая изображает океаны.

3. Педагог показывает физическую карту мира. Дети сравнивают местонахождение материков на карте и на материи и передвигают «материки» и «острова» в нужные места.

4. Педагог предлагает детям узнать названия материков, положив на изображение материков кружочки с буквами (в каждом кружочке одна буква: А красная – Америка, А зеленая – Австралия, А черная – Африка, А желтая – Азия, Е голубая – Европа). – Угадайте, почему я так сделала? (Дети догадываются, что это первая буква в названии материков.) – Но почему буквы разноцветные? Этот вопрос может вызвать затруднения, тогда педагог должен перевернуть кружочки с буквами или попросить кого-либо из детей это сделать. На другой стороне кружочков изображены кольца. Дети догадываются, что это эмблема Олимпийских игр.

 

Дидактическая игра: «Кругосветное путешествие»

Цель: Ознакомление детей с животным миром морей и океанов. Закрепление знаний о материках и странах.

Материалы и оборудование: Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для прокладывания маршрута по карте; карточки с изображением кораллов, рыб, животных морей и океанов.

Ход игры:

Педагог: –Ребята, мы отправляемся в научное кругосветное путешествие. Наша команда должна быть дружной, умной, смелой, активной. Только такие качества помогут нам преодолеть все трудности. В ходе путешествия мы с вами встретимся, познакомимся с удивительными животными и растениями морей и океанов.

Педагог совместно с детьми определяет маршрут кругосветного путешествия. На имитационной физической карте при помощи стрелок прокладывает маршрут будущего путешествия таким образом, чтобы он проходил по морям и океанам.

Примерный маршрут: Санкт-Петербург – Балтийское море – Северное море – пролив Ла-Манш – Атлантический океан – восточное побережье Южной Америки – пролив Дрейка – Тихий океан – Тасманово море – южное побережье Австралии – Индийский океан – южное побережье Африки – западное побережье Африки – Канарские, Азорские острова – Исландия – Норвежское море – Баренцево море – Мурманск. 

Педагог: – На корабле мы отправляемся в путь. Там нам встретятся препятствия, преодолеть которые мы сможем, выполняя определенные задания.

Примерные задания: а) Определите, о ком идет речь:

– Эти умные и сообразительные животные легко поддаются дрессировке: играют в баскетбол, прыгают сквозь обручи, спасают людей во время кораблекрушения. (Дельфины.)

– Самый крупный из зубастых китов. (Кашалот.)

– Любит ворчать, обожает тишину и низкие температуры. (Тюлень.)

– Самый большой северный тюлень, любит жить в больших стадах. (Сивуч.)

– В песчаных ямках они откладывают яйца, а потом убегают в море. (Морские черепахи.)

– Самый умный и теплолюбивый тюлень, он любит жаркую погоду американских берегов Калифорнии, обожает выступать в цирке. (Морской лев)

Узнайте по описанию:

– Родственник садовой улитки, только без раковины, много ног, ходит на них как на ходулях. Умеет выстреливать «дымовую завесу». (Осьминог.)

– «Цветы» подводного царства, яркие обитатели глубин, создают гигантские морские королевства. (Кораллы.)

– Самые большие рыбы. Они бывают усатые и зубастые. Детенышей выкармливают молоком. Могут прожить до ста лет. (Кит.)

– Ее боятся моряки. С ней лучше не связываться. Стоит судну потерпеть аварию, в воде немедленно показываются ее зловещий, косой, похожий на нож плавник. (Акула.)

– С неба звездочка упала, поползла и убежала. (Морская звезда.) 

По пути следования детям встречаются следующие живые объекты (для обсуждения и зарисовки):

– Рачки, шилоклювка, сельдь, камбала (Северное море, побережье Европы);

– Скумбрия, устрицы, минтай, краб (пролив Ла-Манш);

– Коралловые рифы, омары, суповая черепаха, акулы, птица фрегат, фламинго, креветки, темные дельфины, морской лев, южный кит (Атлантический океан);

– Магеллановы пингвины, морские котики (восточное побережье Южной Америки);

– Дельфины, кашалоты, акулы (Тихий океан);

– Морские звезды, тюлень, сивуч, морская черепаха, осьминог (Тасманово море);

– Морской слон, летающие рыбы, акула-молот, морские звезды, белая акула, сейвал (кит), кашалот, дельфин (Индийский океан);

– Лангуст, золотоволосый пингвин, манта, ламинария – морская капуста (южное побережье Африки);

– Анчоусы, хек, сардины и т. д. (Атлантический океан, западное побережье Африки);

– Лосось, тупики (птица), треска, гренландский кит (Норвежское море);

– Белый медведь, тюлени, белощекая казарка (Баренцево море).

В конце игры подводится итог.

 

Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»

Цель: Расширение и углубление представлений об основных планетах.

Материалы и оборудование: Пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.

Ход:

Воспитатель: На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

Воспитатель: Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).

Воспитатель: А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечным луч не достал.

Воспитатель: Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).

Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.

А это планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета…  ( Земля)

Воспитатель: На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).

Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.

К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.

Воспитатель: А это планета гордится собой,
 Поскольку считается самой большой.

-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).

Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.

Воспитатель: Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличалась она. (Сатурн)

Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.

Воспитатель: А что за планеты зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.

Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».

Дети: Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

 

3. «Беседы, игровые ситуации с элементами дидактических игр

на экологические темы»

3.1 Тема «Зима»

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Зима-красавица»

Цель: Расширение и углубление представлений о зиме.

Ход:

1Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Воспитатель: О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? Зима владычица трех месяцев. Каких? Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?

Воспитатель обобщает сведения о зиме: зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.

Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края. По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в берлогах. Ежик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм. Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах.

2. П.и. «Зимушка-Зима»

3. Дидактическая игра с мячом: «Зима, какая?»

Воспитатель: Придумаем красивые слова-определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица).

4.Вопросы:

Назовите зимние признаки?

Чем она вам нравится? 

Как зимуют растения и животные?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Зимние забавы»

Цель: Закрепление представлений детей по теме «Зимние забавы».

Материалы и оборудование: Сюжетные картинки: «Катающиеся на коньках дети на катке», «Катание детей на санках с горки», «Катание детей на лыжах».

1.Воспитатель:

-Ребята, а вы любите зиму?

-А что можно делать зимой на улице? (ответы детей)

- А вам нравится лепить снеговика?

Воспитатель: Сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)

Забавы – это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние», и получается «зимние забавы»

Как вы понимаете, что такое зимние забавы? (Ответы детей:   зимние игры и развлечения)

Воспитатель: Узнаем больше о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.

2. Воспитатель:

Но сначала вспомним поговорки о морозе:

«Береги нос в большой мороз»;

«Мороз не велик, да стоять не велит»;

«В зимней шубке и морозы – шутка».

3. Дидактическая игра – забава: «Зимние развлечения»

Воспитатель рассказывает о том, что зимних развлечений  бывает  много,  называет разные зимние развлечения, если дети услышат действительно зимние развлечения, они должны хлопнуть в ладоши: «Зимой играют в снежки, зимой купаются в реке, зимой катаются на велосипеде, зимой собирают грибы, зимой собирают ягоды, зимой катаются на коньках по льду, зимой катаются на санках, зимой лепят снеговиков, зимой катаются на лыжах».

Воспитатель:

-Ребята, что вам больше всего нравится делать зимой? (кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки…)

-А где можно покататься на санках? (во дворе, в парке, с горки…)

-На чём ещё можно покататься с горки? (на ватрушке, ледянке, на лыжах)

-Как катаются на ватрушке и ледянке с горки? (так же как и на санках: садятся на них и, крепко держась за них, едут вниз с горы)

4. Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней поры.

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за верёвку держу. (Санки.)

(Показ картины «Катание на санках»).

-Где можно покататься на коньках? (на катке)

-Что такое каток? (площадка, покрытая льдом)

-Что на этой картинке делают дети? (играют в снежки)

-Что на этой картине делают дети? (лепят снеговика)

5. Дидактическая игра: «Чего не стало?»

На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка. Всего пять картинок. Воспитатель предлагает детям  закрыть глаза. Воспитатель  убирает  одну из картинок и предлагает открыть глаза и ответить на вопрос:  «Чего не стало?»

6. Вопросы:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили? (о зимних забавах)

-Какие бывают зимние забавы? (ответы)

 

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Откуда берется снег?»

Цель: обобщение представлений детей о зиме.

Ход:

1.Педагог обращается к детям: «Вспомните первый зимний день, когда вы проснулись, подошли к окну и вдруг увидели, что все вокруг покрыто белым, пушистым снежным покрывалом. Еще вчера шел дождь, а сегодня все волшебно изменилось. А вы знаете, откуда берется снег?» (Ответы детей.)

Педагог: Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю. А как образуются снежные узоры на окнах? Вы, наверное, заметили, что узоры появляются только в сильные морозы. И образуются они так же, как снег. В комнате, в воздухе, между рамами окон всегда есть водяной пар. Он — теплый, и когда оседает на холодных стеклах окон, то превращается в кристаллики льда. На каждом стекле есть маленькие, незаметные царапинки, там скапливаются кристаллики льда. Так появляются волшебные узоры, красивые, ледяные узоры, которые придумала сама природа.

2.Опыты эксперименты со снегом и водой

3. Вопросы:

-Как появляются снежинки?

-Как образуются снежные узоры на окнах.

-Сравните снег и лед.

  

Тематическая беседа: «Может ли дерево погибнуть на морозе?»

Цель: расширение  представлений об особенностях жизнедеятельности деревьев в зимний период.

Ход:

Воспитатель: Все животные и человек готовятся к холодной зиме. У животных вырастает теплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли к зиме деревья? На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

Сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию и питание; Сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания; Деревья перестают расти, погружаются в глубокий сон;

Воспитатель: Как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нем пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев — это пушистый снег (вспомнить проведенный с детьми опыт на выявление защитных свойств снега).

Вопросы для обсуждения с детьми:

-Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?

-Какой панцирь защищает дерево?

-Как можно помочь молоденьким деревцам не замерзнуть зимой?

 

3.2 Тема «Весна»

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Весна - красна»

Цель:  Закрепление представлений о весенних признаках.

Ход:

1.Воспитатель:– Какие у людей весенние работы в саду, в поле, в огороде?

Дети делятся на три группы, каждая выбирает себе одну из схем: сад, поле, огород. Потом отбирают к своей схеме картинки, на которых изображен человек, работающий в весенний период, рассказывают о сезонном труде.

2.Дидактическая игра:  «Кто больше назовет признаков весны?».

3. Дидактическая игра  «Как я оденусь весной?».

Задание: выбрать из предлагаемого комплекта нужные картинки и объяснить свой выбор.

4. Конкурс   стихотворений   о весне.

5.Вопросы:

-Назовите весенние признаки?

-Какие  работы у людей весной?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Гуляем по лугу»

Цель: расширение представлений о травянистых растениях и особенности их жизнедеятельности.

Ход: 

1.В группу к детям приходит Карлсон, и приносит ромашку.

Воспитатель: Здравствуй, Карлсон. Ты что-то принес ребятам?

Карлсон: Гулял я как-то и вижу: растет красивое дерево, дай, думаю, сорву и принесу детям в подарок.

Воспитатель: Ребята, вы тоже считаете, что это дерево? А правильно Карлсон сделал, что сорвал ромашку? Как вы думаете, почему? Что с ней нужно сделать? (Поставить в воду.) она растет? (На земле – на лугу, на клумбе.) Мне кажется, земля такая твердая, как на ней может что-то расти?.. Какая бывает земля? (Рыхлая, мягкая, мокрая, сухая). Дети доказывают с помощью опытов.

2.Дидактическая игра: «Собери цветок» из разрезных картинок.

3. Дидактическая игра: «Что нужно растениям для роста?».

Дети выбирают необходимые карточки-схемы (свет, тепло, вода, воздух).

Карлсон: Что еще, кроме земли, нужно цветам, травам для роста?

Карлсон прощается с ребятами.

4. Вопросы:

Можно ли рвать цветы?    

Как ухаживать за цветами?

Что нужно растениям для роста?     

                                                 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Весенний букет»

 Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях

Ход: 

Приходит Незнайка и приносит комнатное растение – фиалку.

Незнайка: Ребята, мне подарили два цветка, и вот я решил один подарить вам, но не знаю, как он называется.

Дети называют цветок, рассматривают его.

Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке о фиалке.

-Как выглядит фиалка?

- Каковы размер, форма растения, цвет листьев, форма, цвет цветков?

-Как они расположены?

2. Дидактическая игра: «Собери цветок» (разрезные картинки).

3. Дидактическая игра:  «Что любит фиалка?».

Незнайка: У меня ведь тоже остался дома цветок, но я не знаю, как за ним ухаживать. Ребята, научите меня, пожалуйста.

Воспитатель: Помогите, дети, Незнайке, покажите и расскажите, что нужно цветку, чтобы он так красиво цвел.

Дети выкладывают схему. Определяют, какая почва в цветке, и показывают Незнайке, как нужно поливать.

Незнайка прощается с детьми и благодарит их за помощь.

4.Вопросы:

- Расскажите о фиалке?

-Что любит фиалка?

-Как за ней ухаживать?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Птицы весной»

Цель:  расширение и обогащению представлений детей о птицах в весенний период

Ход: 

1.Воспитатель: «Кто такие первые весенние вестники»?

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем (Скворцы).

Выставляется картинка.

Ранняя весна. Пригревает солнышко, на пригорках и склонах оврагов уже появляются первые проталины. По обочинам дорог бегут, ослепительно сверкая на солнце, ручейки. В это время из далеких заморских стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Прилетев домой, скворцы садятся на деревья и весело поют. Они хорошо подражают другим птицам.

Стихотворение «Скворцы»

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Составление   устного  описания  скворца.

Дети по картинке описывают скворца. (Крупная, красивая птица с блестящим черным оперением, у скворца прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков.)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)

Воспитатель показывает детям скворечник, они его рассматривают.

– Что можно увидеть в скворечнике? (Яйца, скворчат.)

Воспитатель показывает картинку, на которой изображены утки с утятами.

– Кто это? Что они делают? Вы знаете, где утки живут? Что делают в воде? (Плавают, ныряют…)

2.Дидактическая игра - имитация - звукоподражание

3.Дидактическая игра: «Назови птиц, которые прилетели».

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувшихся весной из теплых краев

4.Изготовление скворечников  из бумаги.

5. Вопросы:

-Кто такие первые вестники?

-Назовите признаки весны?

-О каких птицах мы сегодня разговаривали?

-Что  и для кого изготовили?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра: «Насекомые»

Цель: Расширению и обобщение представлений детей о насекомых

Ход:

1. В группу к детям прилетает жук.

Жук:  Жу-жу- жу. Приглашаю вас к себе в гости на весеннюю полянку.

Воспитатель с детьми отправляются на весеннюю полянку.

2. Рассказ - описание  картинки.

Воспитатель показывает детям картинки.

Воспитатель:– Кого увидели на полянке, в траве, на цветах?

– Как кто выглядит?

– Что делает?

Воспитатель: Расскажите, о повадках (имитация движений и звукоподражание).

3. Игра:  «Бабочки и цветы».

Дети-бабочки летают вокруг детей-цветов, любуются ими, нюхают, собирают нектар.

4. Изготовление  тюльпанов из бумаги.

5. В группе оформляется полянка-картинка: цветы, трава, насекомые.

Вопросы:

-Где мы побывали?

-Кого встретили?

-Расскажите о них?

 

Беседа: «Чудо рядом с тобой»

Цель: Расширение и углубление представлений детей о погоде

Ход: 

Мы с вами поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения дают нам синоптики. Кто такие синоптики?     Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Наблюдательный человек – настоящий друг природы – сумеет предсказать погоду по изменениям в поведении животных и растений.

Воспитатель: Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

 Чей это домик? (картинка – улей). Да, в этом чудо- домике живут трудолюбивые пчелы. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

Бабочка-крапивница. Она предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья.

Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него,  приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.

Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Издавна люди наблюдали за животными.

2.Так появились народные приметы:

Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождем.

На кустах акации много пчел – перед дождем.

3.Предсказывают погоду и растения.

Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага.

Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики.    А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клен, «Льют слезы» по хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя.

Воспитатель: Будьте наблюдательны в природе, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях!

4. Вопросы:

-О чем сегодня разговаривали?

-Что нового узнали?

-Кто предсказывает погоду?

-Какие приметы вам запомнились?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Кто такая рыбка»

Цель: Расширение представлений о рыбах.

Ход:

1.В группу к детям приходит Мишка и приносит детям банку с золотой рыбкой:

- Ко мне в гости приходил зайчик и принес мне в подарок эту замечательную рыбку. Но я не знаю, как за ней ухаживать, чем кормить. Вот решил прийти к вам в детский сад, чтобы вы мне помогли.

Воспитатель: Расскажем Мишке о рыбке.

– Как вы ребята думаете, это животное?

– Кто это?

– Где живет? (В воде.)

–В какой воде? (Прозрачной, чистой.)

– Что помогает рыбке плавать?

– Сколько плавников у рыбки? Посчитаем все вместе.

– Чем покрыто тело рыбки?

2.Составление описательного рассказа «Рыбка» по схеме.

3. Игра - имитация «Мы рыбки».

Детям предлагается взять лоскуты тонкой ткани и имитировать движение плавников.

Мишка прощается с детьми и благодарит за помощь.

4.Вопросы:

-Кто к нам в гости приходил?

-Как выглядят рыбки?

Где они живут?

-Как за ними ухаживать?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Волшебница вода»

Цель: Расширение представлений о значении воды в нашей жизни

Ход:  

1.Воспитатель спрашивает детей, для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, умываемся, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы).

Воспитатель: Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.   

– А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую  полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.      

Воспитатель: Сделаем свою большую речку? Самая широкая полоска ткани превратится в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но нужно ее беречь,

2. Опыты-эксперименты: «Свойства воды»    

Воспитатель предлагает детям подойти к столику, на котором стоят 2 стаканчика: 1 с водой, другой с молоком. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса. 

В  оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему?

Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.                                                        

Вода может быть теплой, холодной, горячей. Предложить опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.

3.Игра: «Капельки».

Воспитатель – мама-Тучка, а детки – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама-Тучка подсказывает, что им надо делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (взявшись за руки). Встретились  ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме-Тучке. Молодцы Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять (Туча и Капельки уходят).

4.Вопросы:

1.Для чего нужна вода?

Как мы можем беречь воду?

2.Расскажите о свойствах воды?

3.Расскажите о круговороте воды в природе?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Кому нужна вода»

Цель: Способствование развитию представлений о воде, понимание ценности и значимости воды в жизни всего живого.

Ход:

 1. В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).– Чем? Где взять воду? (Дети умывают куклу.) Кукла. Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку-схему и рассказать, где в природе бывает вода. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)

Кукла:  Когда я шла в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь. 

Воспитатель: Дети, правильно ли поступит кукла? Ответы детей.

Кукла загрустила. Дети жалеют куклу.

Воспитатель: Что случилось с тобой, кукла?

Кукла: У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным. Ответы детей.

2. Дидактическая игра: «Кому нужна вода».

На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать правильную, и прикрепить к стрелке.

Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.

Кукла прощается и благодарит за помощь.

3.Вопросы:

-Что нового узнали?

-Где в природе можно встретить воду?

-Для чего нужна вода?

 

3.3 Тема «Лето»

«Беседа о лете»

Цель: обобщение и систематизация представление о лете

Ход: 

Воспитатель предлагает вспомнить времена года. Напоминает, что каждое время года длится три месяца. Просит детей назвать летние месяцы. Что же за месяц – июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать?  В июне самые длинные дни, а ночи короткие. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.

-Какой же месяц приходит на смену июню?                           

-Что вы знаете об июле? 

-Как светит солнце в это время года?    

-Какие осадки выпадают летом?                                                            

-Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя?              

-Какие работы приходится выполнять людям в огороде, садах, полях?

Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жара. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах – сенокос. В саду поспевают ягоды. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом?  (Тепло – солнце ярко светит, влага – теплые летние дожди, воздух.)

После июля наступает последний месяц лета август. Каким трудом занимаются люди в августе в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери, птицы? Какие изменения произошли в погоде? В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они еще жаркие, а ночи уже прохладные. На деревьях появляются первые, желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огородах – овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи у августа не те, что в июле, в садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Готовятся к отлету и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

3.Вопросы:

-Что интересного, Вы сегодня узнали?

-Назовите летние месяцы

-Какие приметы летних месяцев Вам запомнились?

 

3.4 Тема «Осень»

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Дары природы»

Цель: уточнению и обобщению представлений  об овощах и фруктах. 

Ход:

1.Воспитатель рассказывает о труде человека по выращиванию овощей и фруктов.

2.   Детям предлагается схема-макет огорода и сада, предметные картинки овощей и фруктов. Дети делятся на две подгруппы и составляют сад и огород, потом меняются местами и проверяют правильность составления макета.

3. Дидактическая игра: «Опиши – мы отгадаем».

Один ребенок (по очереди) описывает овощ или фрукт: цвет, форма, где растет, вкус. Остальные дети отгадывают.

4.Дидактическая игра: «Разложи правильно овощи и фрукты».

4.Совместная выставка в уголке природы выставку: «Дары природы».

5.Вопросы:

- Что нового узнали?

- Расскажите о выращивании овощей и фруктов?

- Расскажите о «Дарах природы» на нашей выставке?

 

Тематическая беседа, игровая ситуация, дидактическая игра:

«Знатоки овощей»

Цель: расширение и закрепление представлений об овощах. 

Ход: 

1.Воспитатель приносит в группу поднос с овощами. Спрашивает, что на подносе лежит и как все это назвать одним словом (овощи). Откуда пришли к нам овощи? Где они растут? (на огороде) кто выращивает овощи? Ребята, человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть.        

Скажите, ребята, все ли овощи растут на поверхности земли? Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи – корнеплоды). Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). Для чего люди выращивают овощи? (Чтобы употреблять в пищу). Все ли овощи одинаковые на вкус? Значит, овощи различаются и по вкусу.

2.Целевая прогулка на огород.

3.Отгадывание и загадывание загадок об овощах

4. Дидактическая игра: «Угадай, что съел?»

 -  Воспитатель (с блюдом сырых и вареных овощей) предлагает ребенку, поднявшему руку, зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Ребенок должен назвать, что он съел.

Вопросы:

-О чем мы сегодня разговаривали?

-Расскажите, как правильно ухаживать за овощами?

-Опишите свой любимый овощ?

 

Список используемой литературы

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ТЦ «Учитель». 2012г

2.Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие.-М., 2016г.

3.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г

4.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- 2-е изд., испр. -М., 2005г

5.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-2-е изд. испр.-м.,2008г

6.Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа ». Мозаика – синтез, 2019 г